Новость общества

Вокруг Бадаевского пивзавода разгорелись исторические споры

Вокруг Бадаевского пивзавода разгорелись исторические споры

Фото © «Московская газета»/Марина Мароховская

18.02.2019 в 19:42:00
18283

Около года назад девелоперская компания Capital Group совместно с архитекторами из Швейцарии представила проект по реконструкции территории некогда известного на всю Москву Бадаевского пивоваренного завода. На площадях бывшей пивоварни проектировщики предложили создать принципиально новое пространство, освободив промышленный комплекс от более поздних пристроек, и вернуть памятнику архитектуры его исторический облик.

Практически сразу после публикации проект подвергся разнонаправленной оценке, в том числе критике со стороны депутатов района Дорогомилово. В это же время в Сети появилась информация о якобы планируемом сносе исторических корпусов Бадаевского пивзавода с фотографиями идущих под снос зданий.

Среди самых активных защитников промышленного комплекса выступили муниципальные депутаты Наталья Алехина и Михаил Меньшиков («Яблоко»).

«В 70-х и 80-х гг корпуса, действительно, достраивались, но фундамент и кладка остались прежними. Поэтому называть эти здания «новостроем» или «неисторическими пристройками» не совсем верно, — сказал «Московской газете» Михаил Меньшиков. — Бадаевский пивоваренный завод — это целый ансамбль зданий. С 90-х гг он фактически существовал сам по себе. После приватизации, когда у бывшей пивоварни появился новый собственник, часть зданий начали постепенно выводить из реестра памятников архитектуры. Начался этот процесс при Лужкове и продолжился при нынешнем мэре. В результате из 13 объектов в реестре осталось только три».

В начале месяца, 8 февраля, актуализация проекта межевания территории Бадаевского пивзавода была вынесена на рассмотрение Комиссии по градостроительной политике Совета депутатов муниципального округа «Дорогомилово». По словам собеседника издания, проект вызвал немало споров. «Яблочники» организовали сбор подписей к заявлению о повторной оценке исторической значимости заводских объектов для города.

В минувшие выходные корреспонденты «Московской газеты» побывали на Кутузовском проспекте, 12 (по адресу предприятия) и выяснили: какие именно здания стали предметом исторического спора между городом, застройщиком и выступающими против каких-либо изменений москвичей.

Сейчас доступ на территорию завода ограничен. Попасть сюда можно, в том числе в составе экскурсий, которые с августа 2018 года проводит проект «МосПромАрт». Они включают посещение корпусов, в которых ранее работали клейменные печи, бывших солодоварен и цехов разлива. Однако, как рассказал изданию генеральный директор компании «ТехПроектСтандарт» Евгений Каравашкин, согласившийся выступить нашим гидом, «желающих посетить завод не так-то уж много».

«Когда-то здесь кипела настоящая жизнь. Сто лет назад на улице можно было встретить спешащих на завод рабочих, лошадиные повозки с бочками пива и москвичей, которые после рабочего дня могли насладиться свежесваренным пивом в дегустационном зале предприятия», — отметил Каравашкин, добавив, что сегодня несколько объектов бывшей пивоварни — въездные ворота и два производственных корпуса — включены в реестр памятников архитектуры, относящихся к эпохе промышленной революции в России.

Согласно архивным данным, одно из старейших пивоваренных предприятий России было основано в 1875 году московским купцом Бенедиктом Гивартовским и пивоваром Альбертом Кемпе, учившемся варить пиво в Мюнхене. Видимо, поэтому пивоварня выполнена по примеру Мюнхенского пивоваренного завода, совместив черты западноевропейской архитектуры и стиля модерн, набирающего тогда популярность в России. Краснокирпичные фасады заводских корпусов украсили стрельчатые аркады, изящные эркеры и башенки, а крыши выложены черепицей по примеру зданий немецких городов. В прошлые времена на заводе было установлено 314 бродильных чанов, два паровых двигателя и единственный в России механический солодорастительный аппарат, а также лифты и вентиляция — настоящая роскошь для того времени, рассказал Каравашкин.

Первые сорта пива, «Баварское» и «Золотой ярлык», производство которых началось уже в 1876 году, пользовались большим спросом по всей Москве. В советское время завод выпускал сорта «Московское оригинальное», «Наша марка», «Двойное золотое». А в 90-е года предприятие, сменив название на «Трехгорный пивзавод», начало производство пива «Дорогомиловское», «Трехгорное» и «Кутузовское», которое до недавнего времени продавалось в любом столичном супермаркете.

Более чем вековая история завода прекратилась в 2006 году. Почти вся его территория была передана частникам под склады и производственную деятельность.

На протяжении многих лет завод обрастал новыми пристройками, которые до неузнаваемости изменили его исторический облик. В итоге сегодня промзона представляет собой хаотичное нагромождение разноэтажных и несовместимых по стилю зданий.

По словам руководителя архитектурно-реставрационной мастерской «Фаросъ» Бориса Савина, в разное время заводской комплекс расширялся за счет новых цехов и складов, например, для хранения сырья, готовой продукции и других производственных помещений, и все более углублялся от Кутузовского проспекта по направлению к Москва-реке. У реставратора объекта издание и поинтересовалось: имеют ли историческую ценность эти многочисленные надстройки и пристройки?

«Исторический фасад завода выходит на Кутузовский проспект. Он входит в реестр памятников архитектуры. Но учитывая, что комплекс развивался и постоянно достраивался на протяжении почти полутора веков, включая советский и современный периоды, то в районе 3-го корпуса он уже заканчивается автомойкой. При этом сформированных бокового и заднего фасадов как таковых нет. Часть зданий и вовсе располагается по разным адресам. Если изначально архитекторами пивоваренного завода комплекс задумывался как единое целое, то к сегодняшнему дню эта концепция полностью утеряна. Поэтому важно различать подлинно исторические объекты, которые признаны памятниками архитектуры, и производственные пристройки более позднего времени, которые памятниками не являются», — подчеркнул архитектор-реставратор.

Сейчас часть зданий находится в аварийном состоянии. На некоторых исторических корпусах осыпалась кладка и появилась плесень. Вокруг грязь, склады мусора. Из-за этого объект, скорее, напоминает заброшенную промзону или декорации «Мосфильма» для какого-нибудь мистического триллера. Такое впечатление особенно усиливается после посещения бывших цехов, заваленных битым кирпичом, и с вывернутыми наружу коммуникациями. О былом значении места напоминают разве что покосившаяся после пожара башня и высокие трубы элеватора, где раньше хранили зерно для производства пенного напитка.

О необходимости реставрации бывшей пивоварни говорят давно, но дело так и не сдвинулось с «мертвой» точки, несмотря на то, что решение по реконструкции Бадаевского пивзавода было принято Градостроительно-земельной комиссией Москвы еще в 2014 году. Снова об этой проблеме во всеуслышание заговорили после пожара в июле 2016 года. Тогда огонь объял более пяти тысяч квадратных метров заводских площадей. Со слов очевидцев, пожар не удавалось потушить на протяжении почти трех часов.

Ранее здесь уже планировалась реконструкция с жилой и офисной застройкой общей площадью более 480 тысяч кв. метров. Однако инвестиционный контракт между городом и застройщиком был расторгнут из-за того, что проект предусматривал только один подъезд к участку, что ухудшало его транспортную доступность.

В марте 2018 года был представлен новый проект, разработанный девелоперской компанией Capital Group совместно со швейцарским архитектурным бюро Herzog&De Meuron, лауреата Притцкеровской премии (Pritzker Architecture Prize) – награда считается аналогом Нобелевской премии в архитектуре. Бюро известно работой с памятниками в разных странах мира.

Новая концепция предполагает застройку участка площадью 6 га между Кутузовским проспектом и Москва-рекой с реставрацией 1-го и 3-го заводских корпусов, признанных памятниками архитектуры, а также восстановлением 2-го корпуса по оригинальным чертежам (корпус относится к более позднему времени постройки, не является памятником архитектуры). Предполагается, что после реставрации уникальный архитектурный ансамбль приобретет свой изначальный облик, задуманный его первыми архитекторами Августом Вебером и Романом Клейном.

Как пояснил «Московской газете» руководитель проекта Capital Group Дмитрий Летов, история завода стала ключевым фактором, определившим суть концепции. Он отметил, что процессы редевелопмента исторических территорий имеют разные модели.

«Сегодня во всем мире старые промышленные здания приспосабливают под новые нужды. На месте заводов и промышленных зон появляются современные жилые кварталы, общественные пространства и арт-объекты, которые гармонично вписываются в городскую среду. Проекты Москвы успешно доказали, что такой подход себя оправдал: заброшенные территории превращаются в облагороженные парки и комфортные зоны для проживания и досуга, — говорит Летов. — Например, на территории бывшего завода «ЗилАРТ» в Даниловском районе Москвы появились жилая застройка и комплексное благоустройство. При разработке архитектурной концепции Бадаевского пивоваренного завода мы внимательно изучили историю предприятия и выполнили целый комплекс инженерных, технических исследований. Эта работа происходит в диалоге с Департаментом культурного наследия Москвы, столичными властями и историками-реставраторами. Особенность участка в том, что он достался нам после пожара, от которого сильно пострадал 1-й корпус».

Представитель инвестора уточнил, что разбираться будут только те постройки, которые не вошли в реестр памятников архитектуры. На их месте появится общественный парк. А корпусам, находящимся под охраной государства, вернут прежний исторический облик. Вместо офисов и увеселительных заведений, имеющих сомнительную репутацию в районе, одно из зданий отдадут под культурно-досуговый центр. Рядом расположится фермерский рынок, появятся коворкинг-пространство и конференц-центр.

Вдоль завода полностью реконструируют и набережную. Новая набережная протяженностью 400 метров появится от бывшего Бадаевского завода до территории научного объединения имени Хруничева и далее до района Фили. Это позволит создать пешеходную доступность для районов, расположенных вдоль реки, и еще одно комфортное пространство на западе Москвы.

Концепция развития промзоны предполагает также строительство около 100 тыс. кв. метров жилья, которое будет возведено на колонах высотой 35 метров. Высокие колонны – это одна главных особенностей проекта, которая служит некой отсылкой к монументальным памятникам русского авангарда. Архитекторы-авангардисты считали, что поднятые над землей здания делают пространство воздушным, а город – более проницаемым. Таким образом, дома будто бы воспарят над землей, открывая обзор на памятник архитектуры XIX века со стороны Москва-реки.

В итоге, отмечает Дмитрий Летов, один проект решает сразу три задачи – возрождает богатую историю завода, обеспечивает город новым жильем и создает современную инфраструктуру в районе с открытыми городскими пространствами, которые обеспечат визуальную проницаемость памятников архитектуры.

Начать реконструкцию и застройку территории бывшего завода планируется в III квартале текущего года. Работы будут проводиться в несколько этапов. По предварительным прогнозам, реализация проекта займет 5-6 лет и полностью завершится к 2025 году. Согласно оценке аналитиков, на реконструкцию завода потребуется порядка 3-5 млрд рублей, а стоимость всего проекта, по разным расчетам, оценивается от 10 до 20 млрд рублей.

По данным столичного комплекса градостроительной политики и строительства, промышленные зоны, утратившие свое назначение, занимают порядка 18,8 тыс. га или 17% территории «старой» Москвы. Большинство из них прекратили производство еще много лет назад и превратились в хаотичные склады и свалки. В вопросе реновации промзон московские власти пошли двумя путями: используя предприятия для развития экономики, переоборудовав их под экологически чистое производство, либо в градостроительных интересах и создания комфортной городской среды.

Автор: Марина Мароховская
ТеГИ
Capital Group, Бадаевский пивоваренный завод
Поделиться
Похожие новости