Новость политики

«Прости, статья 12 Конституции РФ, прощайте, оппозиция и «обратная связь»: власть на местном уровне исчезает как понятие

«Прости, статья 12 Конституции РФ, прощайте, оппозиция и «обратная связь»: власть на местном уровне исчезает как понятие

Фото © «Московская газета»

24.01.2022 в 22:43:00
4118

Законопроект «Клишаса-Крашенинникова» о местном самоуправлении в единой системе публичной власти, слушания по которому прошли 24 января в Общественной палате РФ, создает управленческие проблемы, противоречит Конституции и разрушает само понятие местного самоуправления, считают московские муниципальные депутаты. О «конце российского федерализма» говорил в связи с законопроектом в комментарии «Московской газете» политолог Константин Калачёв. 25 января пройдёт рассмотрение законопроекта в Госдуме в первом чтении, а Комитет по госстроительству и законодательству уже поддержал инициативу сенатора Андрея Клишаса и главы Комитета Павла Крашенинникова

Постсоветская политическая история России подходит к своему завершению?

Новый законопроект № 40361-8, внесенный в Госдуму Андреем Клишасом и Павлом Крашенинниковым, предусматривает ликвидацию более 18 тысяч местных советов депутатов в России на уровне деревень, сел и малых городов, написал 24 января в своем Telegram-канале депутат Московской городской Думы Евгений Ступин.

«Вслед за местными депутатами из сел, скорее всего, уйдут участковые уполномоченные полиции, фельдшерско-акушерские пункты (где они еще остались), оставшиеся мелкие бизнесы и последняя работа для местных жителей. То есть вместо того, чтобы попытаться как-то затормозить опустынивание провинции, власть искусственно ускоряет этот процесс. После принятия закона еще больше людей вынуждены будут планировать отъезд в крупные города, в первую очередь в переполненную Москву. Кроме того, законопроект предусматривает тотальную зависимость глав укрупненных муниципальных образований от губернаторов, а губернаторов от президента. Это приведет к тому, что даже самые мелкие вопросы вроде вывоза отходов и ремонта асфальта местные власти будут вынуждены согласовывать с губернаторами, а иногда и с администрацией президента. Цепочка и время согласований резко увеличатся, добиться оперативного решения местных проблем станет невозможно, наступит управленческий паралич», — заявил Евгений Ступин.

«Законопроект «Клишаса-Крашенинникова» — это «зачистка» местного самоуправления в России, — отметил в комментарии «Московской газете» депутат Мосгордумы Сергей Митрохин. — Резко усиливается давление администраций – и региональных, и федерального центра, поскольку президент получает право снимать глав муниципальных образований. Губернатор получает право их назначать, при желании. В Москве, к тому же, предусмотрена ликвидация собственных администраций муниципальных образований. Я считаю, что это просто жирная точка в истории местного самоуправления постсоветского времени. Это грубо противоречит европейской Хартии местного самоуправления, которую Россия подписала. И это очередной плевок в лицо гражданам России, которых лишают и без того ничтожных прав, которые у них пока еще есть».

С административной точки зрения, законопроект предполагает избыточное вмешательство в дела на местах, которое невозможно даже реализовать при желании. «Это какая-то паранойя, связанная с боязнью всякой местной инициативы, боязни, что она куда-то не туда приведёт. Боязнь, что оппозиция будет закрепляться в местном самоуправлении. Это напрасные опасения, особенно при нынешней ситуации. Паранойя, безумие, что тут ещё скажешь», — добавил Сергей Митрохин.

По мнению парламентария, принятие законопроекта может привести к окончательному отрезанию обратной связи между властью и населением, считает: «Сейчас местное самоуправление хотя бы в минимальном виде является институтом, обеспечивающим эту связь. Теперь все это прекратится, станет бессмысленно даже обращаться в органы местного самоуправления. Интерес в них избираться резко снизится. И никакого повышения управляемости от этого не будет. Даже вывоз мусора и укладка асфальта будут согласовываться «вертикально». При этом, насколько я понимаю, губернаторам будет дана «развилка»; если руководитель более-менее адекватен, он не будет применять самые жесткие варианты этого закона. Но, я думаю, большинство захочет взять все под свой контроль. И это, безусловно, удлинит бюрократическую цепочку принятия решений и страшно все замедлит».

Глава муниципального округа Тверской города Москвы Яков Якубович, принимавший участие 24 января в слушаниях по законопроекту в Общественной палате РФ, поделился с «Московской газетой» своим видением ситуации. Политик считает, что законопроект не решает, а создает проблемы управления. «Любая законодательная инициатива должна решать какие-то проблемы.

К ним относятся низкая бюджетная обеспеченность, кадровый голод, низкая вовлеченность населения в процессы МСУ, межмуниципальная кооперация, развитие агломераций. Складывается впечатление, что авторы проекта разработали его, чтобы, наоборот, эти проблемы создать, а также, что его писали люди, далёкие от местного самоуправления и работы «на земле». Также вызывает недоумение, что исполнителем по проекту закона является комитет по государственному устройству, а не по региональной политике и местному самоуправлению, который всего лишь соисполнитель. Законодательство в области местного самоуправления год от года выхолащивало возможности и полномочия органов МСУ. В докладах достаточно много коллег высказалось о нарушениях норм Конституции, решений КС, Европейской хартии МСУ. По всей критике законопроекта будет подготовлена резолюция. Это 40-страничный документ, где будут замечания как к каждой конкретной норме законопроекта, так и в целом по его духу», — рассказал муниципальный депутат.

Как глава одного из центральных муниципальных образований города федерального значения, Яков Якубович подчеркнул несколько моментов в законопроекте: «Здесь действуют свои законы, основанные на так называемом принципе единства городского хозяйства. Начнем с определения местного самоуправления (МСУ). В законопроекте оно звучит как «форма самоорганизации граждан». Это в корне меняет подход и отношение к МСУ, теперь это не вид публичной власти, а просто форма самоорганизации. Как, например, общее собрание собственников в МКД, народный сход или институционализации в форме НКО. Даже просто «собраться на троих» на кухне – это форма самоорганизации. И к этому приравнивается МСУ. Появление ТОС как формы непосредственного осуществления МСУ (а не участия в нём) провоцирует появление «центров власти» на территории муниципальных образований, которые будут подменять собой органы публичной власти (органы МСУ) и поселенческий уровень МСУ. Для Москвы это неприемлемо, так как даже у нас в районе «борьба» между различными ТОС за территорию вылилась в развитие конфликта. Занятие одновременно государственной и муниципальной должности главой муниципального образования (ч.18 ст.19), во-первых, нарушает принцип разделения властей, во-вторых, напрямую «подчиняет» главу руководителю субъекта, при этом в этой же статье сказано, что глава муниципального образования подотчётен населению и представительному органу. Из законопроекта вымарано понятие вопросов местного значения, которые, во-первых, устанавливают принцип автономии компетенции (не изымаемые полномочия), а во-вторых, проводит чёткий водораздел между вопросами государственного значения, касающиеся всего субъекта РФ и федерации и вопросами местного значения, имеющими территориальную основу. Ну и конечно же ликвидация поселенческого уровня. Об этом уже было сказано достаточно. Мы от Совета готовим свою резолюцию по поводу этого законопроекта, однако шанс, что мы сможем победить волюнтаризм и самоуверенность его авторов, невелик».

Пунктом 18 в 19 статье проекта закона закрепляется и выводится на новый уровень и без того существующая подотчётность главы муниципального образования главе субъекта РФ, отметил депутат.

«В комиссиях, избирающих глав муниципальных образований, между представителями населения и губернатора и так существует перевес губернаторской группы. Теперь же у муниципального главы просто будет совмещение государственной и муниципальной должностей, что противоречит 12 статье Конституции РФ и самим принципам российского местного самоуправления», — подчеркнул Яков Якубович.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
конституция, местное самоуправление, публичная власть
Поделиться
Похожие новости